Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вводится риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля, а проще говоря – проверок. Данный норматив призывает подходить к выбору надзорно-контрольных мероприятий «не под общую гребенку», а персонифицированно.
Выбор интенсивности проверки определяется категорией риска деятельности организации. Что имеется в виду? Контролирующие органы при составлении графика проверок учитывают потенциальную тяжесть последствий от деятельности организаций, если ими не соблюдаются обязательные требования, например, безопасности труда. При этом компании, наименее опасные с точки зрения последствий деятельности, получают возможность проходить проверки с меньшей интенсивностью или вообще не будут проверяться.
Данная новелла особенно актуальна для субъектов микро- и малого бизнеса, которые могут подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения проверок. В юридической среде такая мера получила название «надзорные каникулы». Это временная мера, которая будет применяться только в 2015–2018 годах. В период ее действия контролирующие органы должны будут воздержаться от проведения плановых проверок в отношении микро- и малых предприятий.
Не даст ли это возможность недобросовестным работодателям укрываться от проверок?
Не думаю, что с введением этого закона недобросовестные работодатели получили лазейку, чтобы избежать проверок. Так, под надзорные каникулы не попадут малые предприятия, которые в течение предыдущих трех лет подвергались административному наказанию за грубое нарушение законодательства, дисквалификации, приостановлению деятельности или были лишены лицензии.
Не следует забывать и то, что, несмотря на все меры по ограничению плановых проверок, малые предприятия должны помнить: существуют внеплановые проверки, которые инициировать совсем несложно.