В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект, направленный на совершенствование законодательства в области специальной оценки условий труда
Правительством Российской Федерации подготовлено распоряжение от 9 декабря 2015 года № 2509-р, на основании которого 10 декабря 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен соответствующий законопроект. По мнению разработчиков документа вносимые изменения в действующий Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" позволят усовершенствовать российское законодательство с учётом анализа правоприменительной практики по специальной оценке условий труда.
На заседании Правительства Российской Федерации, которое состоялось 3 декабря 2015 года, ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ особо отметил, что "эти поправки позволяют повысить качество оценки вредных производственных факторов, эффективность использования результатов такой оценки". "Законопроект, в частности, касается форм отчётности о соответствии рабочего места требованиям охраны труда, а в тех рабочих местах, где уровень вредных производственных факторов признан допустимым, по таким местам можно будет отчитываться просто в декларации. Это станет дополнительным стимулом для тех работодателей, которые не только формально государственные требования соблюдают, но и в целом обеспечивают у себя безопасные условия трудовой деятельности. С другой стороны, это оградит их от избыточного внимания трудовых инспекций", - подчеркнул Председатель Правительства Российской Федерации.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О специальной оценке условий труда”» подготовлен Минтрудом России по итогам анализа правоприменительной практики Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Законопроектом, в частности, уточняется порядок определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ не проводится процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Это необходимо для определения базового перечня действий эксперта при составлении перечня таких факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям.
В целях дальнейшего снижения административной и финансовой нагрузок на работодателей, обеспечивающих не только соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, но и безопасные условия труда на рабочих местах, устанавливается возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением списочных рабочих мест).
Кроме того, законопроектом вводится обеспечение защиты информации, составляющей государственную и другую охраняемую законом тайну, при её передаче в составе сведений о результатах специальной оценки условий труда в целях недопущения несанкционированного доступа к такой информации.
Также регламентируется вопрос использования в ходе специальной оценки условий труда методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, утверждённых федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений. Предусматривается переходный период до 31 декабря 2020 года, в течение которого эти методики (методы) должны быть в установленном порядке аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Принятие указанного законопроекта повлечет за собой внесение изменений в следующие нормативные правовые акты по специальной оценке условий труда:
· Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда".
· Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № ЗЗн "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
· Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда".
· Приказ Минтруда России от 12.08.2014 № 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда".
· Приказ Минтруда России от 22.09.2014 № 652н "Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия
работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда".
Источник: Правительство Российской Федерации,
Государственная Дума Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА"
Вносится Правительством
Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991) следующие изменения:
1) статью 10 дополнить частью 8 следующего содержания:
"8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:
1) изучение документации и материалов, характеризующих технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.";
2) часть 1 статьи 11
после слов "не выявлены," дополнить словами "а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона,";
3) в части 7 статьи 14
слова "территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест" заменить словами "федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,";
4) пункт 5 части 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, сертифицированных средств индивидуальной защиты для целей снижения класса (подкласса) условий труда в случае проведения такой оценки;";
5) первое предложение части 1 статьи 18
дополнить словами за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных";
6) пункт 1 части 4 статьи 21 изложить в следующей редакции:
"1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);";
7) в части 2 статьи 24:
а) пункт 1 дополнить словами ", организаций, проводящих специальную оценку условий труда";
б) пункт 2 дополнить словами организаций, проводящих специальную оценку условий труда";
8) статью 27 дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов допускается применение методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. Аттестация указанных в настоящей части методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31 декабря 2020 года.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 года.
3. Положения части 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года, и применяются до 1 января 2021 года.
Президент
Российской Федерации