Разрешать или не разрешать использование служебного автомобиля работниками без проведения предрейсовых медосмотров зависит от наименования занимаемой должности по штатному расписанию и их должностных обязанностей.
Если в штатном расписании отсутствует должность «водитель», управление автомобилем не входит в должностные обязанности работника и при приеме на работу наличие водительского удостоверения не обязательно, то предоставление служебного автомобиля в данном случае является льготой, установленной для отдельных категорий сотрудников и предоставляются в качестве компенсационного пакета или с целью улучшения условий работы сотрудников, закрепленные локальными нормативными актами организации (Определение Московского городского суда от 18 сентября 2018 г. по делу N 33а-6141/2018).
Работник может быть признан водителем для целей применения Закона о безопасности дорожного движения даже в том случае, если формально его должность называется иначе. Верховный Суд РФ в 2016 году признал необходимым проведение предрейсовых медосмотров в отношении торговых представителей, обосновав это тем, что в их обязанности входило в том числе посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом. При этом от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее одного года (Постановление Верховного Суда РФ от 19 декабря 2016 г. N 18-АД16-173).
Поэтому, работодателям, желающим предоставлять служебные автомобили своим работникам без проведения предрейсовых медосмотров, следует очень внимательно подходить к формулировкам локальных нормативных актов. В противном случае проверяющий инспектор из Государственной инспекции труда выявит связь трудовой функции работника с управлением транспортным средством, он будет вправе потребовать проведения предварительного медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования и предрейсовых медосмотров данного работника.