Новости

Как должна работать система при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации

mchs gerb

Власти 85-ти регионов РФ приняли решение о введении режима повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. Премьер-министр Михаил Мишустин 14 марта 2020 года принял решение создать координационный совет по противодействию коронавирусу и лично возглавил его.

До этого координацией мер по борьбе с COVID-19 занимался оперативный штаб, который глава Правительства создал в конце января.
Стремительно растущие масштабы эпидемии новой коронавирусной инфекции могут вынудить российское руководство объявить о новых мерах профилактики и борьбы - вплоть до введения чрезвычайного положения, как это уже сделали некоторые государства, в том числе сопредельные. Есть и более мягкий вариант - введение режима чрезвычайной ситуации.
В официальных документах в России появился термин «самоизоляция», но что это значит, до сих пор не все понимают. Госдума наделила Правительство правом вводить режим чрезвычайной ситуации, но что произойдет, если его введут?
Почему так много вопросов и нововведений, если в стране создана стройная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций?
Пытаемся разобраться, что все это значит, когда и в чем нас ограничат и что в связи с этим всем делать.
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Когда это происходит, власти принимают решение, какой режим вводить: повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Он определяет режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что в связи со всем этим делать, определяется в зависимости от обстановки, прогнозов и угрозы.
Чрезвычайное положение - вводимый в соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных объединений. Такой режим допускает ограничения отдельных прав и свобод, гарантированных Конституцией.
Режим чрезвычайного положения могут ввести при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
Карантин - комплекс различных мер (в основном ограничительных), которые направлены на недопущение массового распространения инфекционного заболевания. Чаще всего это ограничение контактов (вплоть до временной изоляции) между заболевшими инфекционным заболеванием и здоровыми людьми или отделение больных от здоровых.
За нарушение карантина действительно могут наказать, но только в том случае, если его назначили врачи или Роспотребнадзор. Например, для тех, кто вернулся из-за границы.
Определения "самоизоляция" нет ни в одном юридическом документе.
В законе есть термин «изоляция», но это другое. Изоляции могут подлежать «больные инфекционными и паразитарными болезнями по эпидемическим показаниям» по месту выявления или в специализированных инфекционных стационарах.
Помимо Указа Президента есть региональные документы - в них нас просят оставаться дома, но это все еще рекомендательные меры.
02 апреля 2020 года Госдума приняла закон об усилении ответственности за нарушение санитарно-эпидемических правил.
Теоретически санитарные правила - это то, что нам знакомо под аббревиатурой СанПиН. Как это будет связано с режимом самоизоляции, пока не может сказать никто, но в законе говорится, что в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Роспотребнадзора.
Единая система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Единая система) создана в 1994 году соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Руководство страны принимает различные меры по предотвращению эпидемии от коронавируса: вводятся новые законы; подписываются указы, постановления; создаются новые органы управления для ликвидации чрезвычайных ситуаций; обсуждаются режимы, которые необходимо ввести на территории страны.
Как должна работать единая система при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о ЧС и системы информирования.
Координационными органами единой системы являются:
- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
- на региональном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов РФ;
- на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
- на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации ЧС на соответствующих уровнях единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС;
д)  рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о ЧС.
Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой системы, организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляют центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России.
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках единой системы осуществляется на основе планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.
При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от ЧС или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель ликвидации ЧС.
Основными способами доведения задач до подчиненных являются:
- отдача устного приказа (распоряжения) лично председателем КЧС и ПБ путем вызова подчиненных начальников на пункт управления или передачи распоряжения по его поручению должностными лицами, выезжающими на пункт управления подчиненных органов;
- передача распоряжений по техническим средствам связи председателем КЧС и ПБ лично;
- отправка письменных, графических или записанных на электронных носителях распоряжений в подчиненные органы управления.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы.
Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.
Доведение до населения информации о ЧС обеспечивается следующими способами:
а) обнародование (опубликование) материалов в средствах массовой информации;
б) размещение сообщений на интернет-ресурсах, в т.ч. на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, размещённых в российском сегменте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
в) предоставление гражданам по запросу информации о ЧС;
г) через операторов сотовой и фиксированной телефонной связи;
д) использование специальных технических средств информирования населения, в т.ч. в местах массового пребывания людей;
е) другими способами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.
При угрозе возникновения или возникновении ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем могут устанавливаться решениями соответствующих КЧС и ПБ.
Решение председателя КЧС и ПБ определяет:
- замысел действий (какие работы, мероприятия, в какой последовательности следует выполнить; направления сосредоточения основных усилий; какие силы и средства привлечь для выполнения задач; порядок создания группировки сил и средств и их использования, и др.).
- задачи подчиненным;
- порядок взаимодействия при выполнении задач (когда, где, между кем и по каким вопросам организовать взаимодействие);
- порядок всестороннего обеспечения выполнения задач (по разведке, инженерной защите, химическому, медицинскому, противопожарному, транспортному, материально-техническому обеспечению, а также по охране общественного порядка и другим вопросам);
- организацию управления (сроки создания системы управления, оповещения и связи; где, на каком пункте управления и с какого времени находится начальник гражданской обороны, его заместители и другие вопросы).
Решение председателя КЧС и ПБ приобретает силу закона только после доведения задач до подчиненных.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации КЧС и ПБ может определять руководителя ликвидации ЧС и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС.

Ссылки на основные нормативные документы:
Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"
Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Постановление Правительства РФ от 14 января 2003 г. № 11 "О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности"
Приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций"

Контакты

Адрес:

г. Калининград, ул. Невского, 57

Время работы:

Ежедневно по рабочим дням

с 08:00 до 16:30

Телефон: (4012) 555-365, 365-555

Электронный адрес: ot@ot39.ru

Реквизиты

ИНН 3906902701, КПП 390601001,

ОГРН 1123900000575

Банк: Филиал ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Санкт-Петербург

Расчетный счет 40703810522340000002,

кор.счет 30101810800000000706, БИК 044030706

© 2012-2023, Служба охраны труда. Все права защищены.

Поиск