Наличие службы охраны труда.
Для обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.
Указанный порядок распространяется на все организации независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и сферы (абз. 3 ст. 11 ТК РФ).
Задачи и функции службы охраны труда
Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:
- контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
- организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
- информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагают следующие функции:
- организацию и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацию работ по охране труда и контроль за их проведением;
- измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- проверку технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;
- организацию расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
- содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
- другие функции.
Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).
Внимание: за нарушение нормативных требований охраны труда предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Варианты организации службы охраны труда
Служба охраны труда в организации может быть представлена:
- отдельным структурным подразделением;
- штатным специалистом по охране труда;
- руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;
- сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор. Это предусмотрено статьей 217 Трудового кодекса РФ.
Служба охраны труда. Отдельное подразделение
Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, необходимо:
- определить структуру службы;
- рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;
- издать приказ о создании службы;
- составить положение о службе охраны труда;
- утвердить должностные инструкции ее сотрудников;
- внести изменения в штатное расписание.
Сделать это нужно с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.
Структура службы
По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14). Подчиняется
служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).
В состав службы охраны труда, как правило, входят сотрудники, имеющие:
- высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или по аналогичному направлению либо высшее профессиональное образование с обязательным наличием дополнительного профессионального образования в области охраны труда;
- стаж работы в области охраны труда – для руководителей и специалистов с категорией.
Все сотрудники, принимаемые в состав службы, должны пройти обучение по охране труда.
Такие требования следуют из совокупности положений единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пункта 17 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Штатная численность службы
Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:
- численность работающих в организации сотрудников;
- характер условий труда;
- степень опасности производства;
- другие факторы.
Это предусмотрено пунктом 14 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.
Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10).
После подсчета численности сотрудников по всем функциям сложите эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда.
Затем определите штатную (списочную) численность сотрудников службы охраны труда в организации. Для этого нужно нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов сотрудников на работу во время отпуска, болезни и т. п. Для подсчета воспользуйтесь формулой:
Штатная (списочная) численность сотрудников службы охраны труда в организации = Нормативная численность сотрудников службы охраны труда × 1 + (% планируемых невыходов : 100)
Процент планируемых невыходов возьмите из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.
Такой порядок расчета следует из раздела 4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.
Документальное оформление создания службы
Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:
- приказ руководителя о создании службы охраны труда в организации;
- положение о службе охраны труда;
- должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (например, инженера по охране труда).
Служба охраны труда. Штатный специалист
Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:
- утвердить его должностную инструкцию;
- внести изменения в штатное расписание.
Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.
На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают работника, который имеет:
- высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или аналогичному направлению по обеспечению безопасности производственной деятельности;
- либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
- либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда, а также стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.
Квалификационные требования к инженеру по охране труда закрепите в его должностной инструкции.
Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.
Это предусмотрено единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пунктами 15, 17 Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.
Служба охраны труда. Руководитель организации (предприниматель)
Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может выполнить руководитель организации (предприниматель лично) или уполномоченный им сотрудник (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.
В этом случае потребуется:
- издать приказ о назначении ответственного по охране труда в организации;
- внести дополнения в должностную инструкцию руководителя организации или уполномоченного им сотрудника.
Например, в раздел «Должностные обязанности» инструкции добавьте фразу: «Выполняет функции специалиста по охране труда в организации, предусмотренные разделами II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14, в частности: – организует работы по обеспечению выполнения сотрудниками и администрацией требований охраны труда; – проводит профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и по улучшению условий труда».
Служба охраны труда. Сторонняя организация (специалист)
Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:
- специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области охраны труда;
- специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору. Это предусмотрено частью 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.
Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима государственная аккредитация, и правила ее проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.
Перечень включает в себя следующие виды услуг:
- осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;
- проведение специальной оценки условий труда;
- обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.
Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в пункте 3 приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.
Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минтруде России (п. 14 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 22-0/10/2-6229.
Таким образом, при заключении договора со сторонней организацией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию – включена в реестр аккредитованных организаций. Ознакомиться с таким реестром можно тремя способами:
- потребовать выписку из реестра у организации, с которой заключается договор;
- самостоятельно запросить выписку из реестра в Минтруде России (сведения представляются бесплатно);
- проверить наличие аккредитации на официальном сайте Минтруда России (на сайте представлена информация как об аккредитованных, так и о лишенных аккредитации организациях).
Такой порядок следует из пунктов 14, 24 и 25 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.
В договоре пропишите все условия функционирования службы охраны труда (специалиста по охране труда). В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности за допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.
Примерная форма договора со специализированной организацией (специалистом) по охране труда приведена в письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. № 2207-КВ.