Для чего нужна специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда необходима для:
· разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;
· обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
· осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
· информирования сотрудников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения их здоровья, мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
· определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса или подкласса условий труда на рабочем месте;
· предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
· организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
· расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
и иных целей, предусмотренных российским законодательством.
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по определению вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Работодатель обязан обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции, работ, услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.
Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах в установленные законом сроки нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Это предусмотрено в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.