Новости

Минтруд России. Последние новости

mintrud

Вступил в силу закон, повышающий ответственность работодателей за невыплату зарплаты

С 03 октября вступил в силу федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда», направленный на предупреждение возникновения задолженности по зарплате и повышение ответственности работодателей за невыплату зарплаты.

 В соответствии с законом на предприятиях должны быть конкретизированы предельные сроки выплаты зарплаты. С учетом новой редакции статьи 136 ТК заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30(31) число текущего периода, за вторую половину – с 1 по 15 число следующего месяца. Такой период установлен с учетом соблюдения права работника на своевременное получение заработной платы и возможностей работодателей по организации расчета и выплаты зарплаты.

Как ранее отмечала Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношении и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова, принятый закон не меняет порядка выплаты заработной платы: «Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца». Таким образом, указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

Что же касается системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, то они устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Премии, доплаты и надбавки стимулирующего характера выплачиваются за более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие), и начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка таких показателей.

Также в соответствии с законом повышена административная и материальная ответственность работодателя за задержку зарплаты. По сравнению с действующим порядком увеличатся штрафы для должностных лиц при первичном нарушении, при повторном нарушении возрастает верхняя граница для всех штрафов.

Первичное нарушение
до 3 октября 2016 года  с 3 октября 2016 года
Организация предупреждение или штраф 30 000 – 50 000 руб. предупреждение или штраф 30 000 – 50 000 руб.
Должностное лицо предупреждение или штраф 1 000 – 5 000 руб. предупреждение или штраф
10 000 – 20 000 руб.
ПБОЮЛ предупреждение или штраф  1 000 – 5 000 руб. предупреждение или штраф
1 000 – 5 000 руб.
Повторное нарушение
Организация штраф 50 000 – 70 000 руб. штраф 50 000 – 100 000 руб.
Должностное лицо штраф 10 000 – 20 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет штраф 20 000 – 30 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет
ПБОЮЛ штраф 10 000 – 20 000 руб. штраф 10 000 – 30 000 руб.

Кроме того, вдвое возросла компенсация, которую работодатель уплачивает работнику за задержку зарплаты. Она рассчитывается исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ в день от задержанной суммы вместо 1/300 ставки, как было до настоящего времени.

Одновременно увеличен срок с 3 месяцев до 1 года для обращения работников в суд по спорам, связанным с невыплатой зарплаты. Также изменилась подсудность дел о восстановлении трудовых прав. Теперь работник за разрешением индивидуального трудового спора может обратиться в суд по месту своего жительства. Ранее исковое заявление можно было подать только по месту нахождения работодателя.

Государственные инспекции труда получили право проводить проверки по жалобам на невыплату зарплаты или оплату труда в размере ниже минимального размера оплаты труда незамедлительно с извещением прокуратуры. Ранее требовалось предварительно получить согласие органов прокуратуры.

Источник: http://www.rosmintrud.ru/labour/salary/81

 

Перечень оснований для внеплановой проверки ГИТ может быть дополнен

Депутаты госсобрания Республики Башкортостан внесли в Госдуму проект поправок в статью 360 ТК РФ, регулирующую порядок организации и проведения проверок работодателей Государственной инспекцией труда. Предлагается расширить содержащийся в данной статье перечень оснований для проведения внеплановой проверки.

В настоящее время согласно абзацу четвертому части седьмой ст. 360 ТК РФ одним из таких основания является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. А с 3 октября текущего года внеплановые проверки также будут проводиться в случае поступления сообщений о фактах невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Рассматриваемый же законопроект предусматривает включение в число правонарушений, сообщение о которых является основанием для проведения такой проверки, также и неоформление с работниками трудовых отношений либо заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения.

Источник: Проект федерального закона N 1181957-6 "О внесении изменения в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации"

 

Механизм самопроверок по вопросам трудового законодательства уже реализуется

Об этом Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил в ходе Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» на панельной сессии «Между Сциллой и Харибдой: реформа государственного контроля и надзора – между свободой бизнеса и благополучием граждан».

Министр рассказал, что сейчас ведется разработка и внедрение простых и понятных инструментов для работодателей, которые позволяют им самостоятельно осуществлять предупредительный контроль за соблюдением трудового законодательства на предприятии. «Переходя на меры, связанные с прозрачностью, нацеленностью на риск-ориентированную технологию, нужно очень жестко относиться к тому, чтобы работодатели неукоснительно соблюдали трудовое законодательство», – заявил Максим Топилин.

Кроме того, по его словам, нужно максимально совершенствовать само законодательство. «Деятельность Роструда должна нас, как министерство, наталкивать на те проблемы, которые существуют в трудовом законодательстве», – подчеркнул он.

Глава Минтруда России акцентировал внимание на том, что «министерство исходит из того, что, прежде всего, надо работодателей стимулировать экономически». В качестве примера Максим Топилин привел возможность предприятия в результате улучшения условий труда перейти к более низкому классу опасности и, соответственно, отчислять пониженный дополнительный тариф в Пенсионный фонд.

Он также напомнил, что недавно были внесены изменения в законодательство о труде, которые упростили для микропредприятий ведение кадрового документооборота, в частности, позволили прописывать необходимые нормы в типовом трудовом договоре. «В результате риски нарушения резко снижаются», – резюмировал Министр. «Поэтому важно не только заниматься совершенствованием самой надзорной деятельности, но и где-то упрощать, где-то отвечать на те вопросы, которые встают перед сообществом, – отметил он. – При этом принципиально соблюдая интересы работников».

Что касается риск-ориентированных подходов, то, по его словам, уже подготовлено для работодателей около ста проверочных листов и сейчас эта работа продолжается. «Так что работодатель может сам зайти на сайт Онлайнинспекция.рф и проверить свои знания по всем нормам трудового законодательства. Посмотреть, что он нарушил, что не нарушил. Механизм самопроверок мы уже реализовали», – рассказал Максим Топилин.

«Понятно, что это работает еще не всеобъемлюще, но мы говорим, что инструменты есть. Мы это будем совершенствовать», – подчеркнул он.

Также Министр призвал представителей бизнес-сообщества более активно включаться в работу  по развитию государственного контроля и надзора. «Правительство, органы исполнительной власти проделали огромную работу, а где диалог? Где бизнес, который приходит и говорит: мы делаем раз, мы делаем, мы делаем три. Это всегда правильно. А когда мы говорим о том, что только существуют претензии к проверяющим, то это не совсем верный подход: мы подписываем эту хартию, а бизнес подписывает свою хартию».

Справочно:

На портале «Онлайнинспекция.рф» действует сервис «Дежурный инспектор», который позволяет работникам и работодателям задать вопрос и получить консультацию по любой теме трудового законодательства. Ответы формулируются языком простым, доступным и понятным человеку без специального образования. К настоящему времени сформирована уникальная база из более, чем 50 тыс. вопросов и ответов, структурированная по удобному рубрикатору. Подчеркну, что сервис позволяет отправить запрос и получить необходимую информацию всего за 3 рабочих дня. При том, что установленный законом срок составляет 30 дней. Сервис чрезвычайно востребован как у работников, так и у работодателей.

Осуществлен запуск интернет-сервиса «Перечень требований трудового законодательства», с помощью которого впервые сделаны публичными обязательные требования в сфере труда. Опубликованный на портале «Онлайнинспекция.рф» перечень базовых требований законодательства в сфере труда, исполнение которых подлежит проверке, един для поднадзорных субъектов и проверяющих органов. Требования в перечне сгруппированы удобным образом. Всего перечень содержит 208 требований.

Кроме того, предлагается внедрить в деятельность работодателя систему «удобного» внутреннего контроля или «режима самоинспектирования». Этот механизм воплощен в интернет-сервисе «Электронный инспектор» – это уникальный российский проект, и не имеет аналогов в мире.

В настоящее время сервис позволяет проводить самопроверку по 81 направлению, в дальнейшем число проверочных листов планируется увеличить до 200. Эта система ясна и понятна как работодателю, так и работнику. Используя данный сервис, российские работодатели добровольно провели около 140 тыс. самопроверок и получили возможность не только устранить нарушения, но оградить себя от штрафов на общую сумму 3,3 млрд рублей.

Источник: http://www.rosmintrud.ru/labour/relationship/263

 

Минтруд России планирует внести изменения в трудовое законодательство с целью повышения уровня безопасности труда

Об этом сообщил заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев на Всероссийском совещании по вопросам внедрения механизмов оценки рисков на производстве в г. Ижевске.

Григорий Лекарев рассказал, что до конца 2016 года Минтруд России планирует завершить разработку законопроекта, который внесет изменения  в Трудовой кодекс РФ.

«Будет усилена защита работников, занятых на работах с экстремальными по вредности условиями – опасными условиями труда. В частности, мы хотим исключить работу наших людей в опасных экстремальных условиях, – подчеркнул Григорий Лекарев. – Конечно, это не распространяется на чрезвычайные ситуации, где спасатели и другие сотрудники находятся под угрозой, спасая другие жизни. А вот, что касается обычного производства, мы хотели бы, чтобы в опасных условиях работник не находился до тех пор, пока работодатель не предпримет надлежащих мер по его защите. То есть мы не можем исключить опасность на 100%, но мы можем свести риск реализации этой угрозы до минимума».

Также планируется дополнить основные права и обязанности работника в области охраны труда, детализировать полномочия органов государственной власти в сфере охраны труда, структурировать  основные процедуры  управления охраной труда у работодателя.

Как отметил Григорий Лекарев, за последние 10 лет в России сохраняется тенденция снижения уровня производственного травматизма. Общее количество несчастных случаев на производстве, а также количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) снизились в два раза по сравнению с 2006 годом.

«Число погибших на производстве в 2015 году составило 2 089 работников, что практически в 2,2 раза ниже показателя 2006 года и на 11 % показателя смертельного травматизма 2014 года», – рассказал он.

По его словам, этому во многом способствует реализация предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, которые работодатели осуществляют за счет страховых взносов по социальному страхованию. «Эта сумма с каждым годом увеличивается, и в прошлом году работодатели направили на эти цели свыше 9 миллиардов рублей, в том числе на проведение медицинских осмотров, санаторно-курортное лечение, обучение по охране труда и приобретение средств индивидуальной защиты», – отметил замминистра.

Тем не менее, несмотря на снижение производственного травматизма, количество работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, имеет противоположную тенденцию. За последние семь лет данный показатель вырос с 26,2 % в 2008 году до 39,7 % в 2014 году.

«По итогам 2015 года, впервые, отмечается незначительное снижение данного показателя до 39,1 %», – сообщил замминистра, отметив, что данное обстоятельство обуславливается внедрением специальной оценки условий труда. В период с апреля 2014 года по настоящее время спецоценка проведена на более чем 9 млн рабочих мест, на которых занято свыше 13 млн работников. Доля рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда составила порядка 70 % от общего количества рабочих мест.

Григорий Лекарев также рассказал, что для обеспечения практической реализации предлагаемых Минтрудом России поправок необходимо  разработать и утвердить Государственную программу Российской Федерации «Безопасный труд» на 2018 – 2025 годы.

Исходя из предложенного срока действия госпрограммы, в качестве итогов ее реализации будет запланировано:

  • формирование культуры безопасного труда;
  • сокращение или ликвидация рабочих мест с вредными условиями труда;
  • снижение экономических потерь работодателей вследствие небезопасных условий труда.

Источник: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/228/

Контакты

Адрес:

г. Калининград, ул. Невского, 57

Время работы:

Ежедневно по рабочим дням

с 08:00 до 16:30

Телефон: (4012) 555-365, 365-555

Электронный адрес: ot@ot39.ru

Реквизиты

ИНН 3906902701, КПП 390601001,

ОГРН 1123900000575

Банк: Филиал ПАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Санкт-Петербург

Расчетный счет 40703810522340000002,

кор.счет 30101810800000000706, БИК 044030706

© 2012-2023, Служба охраны труда. Все права защищены.

Поиск